Логотип Москвы: Перманентная бойня



Недавно Правительство Москвы объявило конкурс на разработку бренда города. Судя по некоторому оживлению в чиновничьей среде, здесь явно отдаёт душком очередного эпического распила. В дизайнерской же среде давно не утихают споры о том, какой логотип должен быть у Москвы, поскольку было очевидно, что необходимость создания нового, современного логотипа для города назрела давно. Главным и единственным символом Москвы можно назвать разве что знак московского метрополитена с монограммой «М» или образ Георгия Победоносца. Но если образ Георгия Победоносца относится больше к геральдике и является скорее историческим брендом, то знак московского метрополитена не способен отразить всю концепцию визуального бренда Москвы.


Литера «М» из знака Московского метрополитена

На сегодняшний день у Москвы сложился негативный имидж и городу явно не хватает положительных ассоциаций и образов. Чтобы кардинально изменить ситуацию и раскрыть глубинный потенциал мегаполиса, нужен новый мощный бренд, основанный только на принципиально новых решениях. Новый бренд должен отражать потенциальные пути развития Москвы и позиционировать себя как мировой территориальный бренд. Но в тоже время он должен быть понятен и приятен обществу, и не вызывать неприятных ассоциаций, например, как это произошло с логотипом России.


Туристический логотип России

В течение нескольких лет интерес к этой проблеме реализовывался в спонтанных конкурсах и индивидуальных проектах. Пока результаты официального конкурса ещё неизвестны, попробуем вспомнить, как некоторые дизайнеры пытались самостоятельно ответить на вопрос: «Что есть Москва?»

В 2010 году по инициативе интернет-газеты «The Village» шесть столичных дизайнеров приняли участие в разработке логотипа современной Москвы: Стас Поляков, Протей Темен, Антон Шнайдер, Ира Кикина, Катя Малых и Антон Польский.

Дизайнер Стас Поляков своё видение визуального образа Москвы представил как обнимающий знак. Знак — объятие, знак-рукопожатие. Для дизайнера это был некоммерческий проект, а скорее логотип-пожелание, отражающий ощущения дизайнера от Москвы:


Логотип Москвы Стаса Полякова

«Но мы ведь в стране «широкой души», поэтому это объятия. Москва — кольцевой, центростремительный город, отсюда форма — круг».


Вариации логотипа

Дизайнер, блогер и журналист Ира Кикина выбрала в качестве прообраза для своего логотипа башню Татлина. Она считает, что основу силуэта Москвы составляют именно башни. Поэтому, взяв за основу фрагмент башни Татлина и несколько его трансформировав, создала своеобразный гибкий логотип, намекая на «бесконечный рост города и его развитие».


Логотип Москвы Иры Кикиной

Протей Темен — художник, дизайнер, арт-директор студии «Zunge Design» предложил графическое изображение буквы «М» как визуальную платформу, позволяющую посредством линии трансформировать логотип.


Логотип Москвы Протея Темена. Основной знак, от которого пойдут линии

«Можно описывать эту линию как угодно, привязывать её к любым символам: городским дорогам или нитям, связывающим москвичей. Основная задача линии — в поддержке знака «М» внутри любой среды. Так как вся графика — это набор линий, мы получаем конструктор, позволяющий сделать совершенно любое изображение в рамках логотипа города».


Примеры построения вариантов знака: 1. Большой знак города для случаев, когда дополнительную линию невозможно использовать. 2. У каждого города должен быть вариант знака с признанием в любви. 3. Замкнутый графический элемент из четырех букв.

Сложный рельефный знак предложила в качестве логотипа дизайнер Катя Малых. Это взгляд на столицу сверху, рельефная карта-схема города. При многократном уменьшении логотип похож на мозг, а чёрно-белое исполнение указывает на непростой характер Москвы.


Логотип Москвы Кати Малых

Антон Шнайдер — бывший дизайнер студии Артемия Лебедева, сейчас работает в бюро «Сила». Его представление о Москве реализовалось вот в такой логотип:


Логотип Москвы Антона Шнайдера

Слово «Москва» состоит только из множественных букв «м» и изогнуто в форме улыбки.

«Это приятное ощущение, когда говоришь «Мммммм», оно дает правильный посыл»,

считает Антон Шнайдер.

Свой вариант логотипа дизайнер Антон Польский представил в виде план-схемы города. Территорию Москвы Антон разделил на шесть частей-секторов, пять из которых имеют геометрические формы, а шестой, центр Москвы — в виде круга, или кольца, расположен по периметру Садового кольца. Главный центральный сектор Антон предлагает превратить в абсолютную туристическую зону с пешеходными и велосипедными маршрутами, а все объекты строительства, крупного бизнеса и торговли отодвинуть за пределы кольца. Помимо этого, для каждого из секторов, Антон разработал свой логотип, отражающий особенности района.


Логотип Москвы Антона Польского


Логотип центра Москвы в системе знаков Антона Польского

Эстафету по разработке логотипа подхватила инициативная группа в рамках проекта по ребрендингу города «Москва — для Тебя!» Николай Переслегин, советник руководителя департамента культурного наследия Москвы и дизайнер Александр Першиков, утверждавшие, что действовали как частные лица, разработали свою визуальную айдентику Москвы: на красном фоне пучеглазый смайлик, с надписью по английски «Moscow. Wow!» В интервью телеканалу «Дождь» Николай Переслегин объяснил, что именно такое впечатление бывает у иностранцев от встречи с Москвой: удивление и улыбка.


Логотип Москвы по версии Николая Переслегина и Александра Першикова

В конце 2011 года Эркен Кагаров, известный дизайнер, в настоящее время арт-директор студии Артемия Лебедева, предложил дизайнерскому сообществу разработать логотип Москвы, основанный на его собственной идее. Помимо этого, большое впечатление на него оказал логотип дизайнера и фотографа Сергея Новикова, создавшего проект логотипа для путеводителя по столице в 1993 году.


Логотип Москвы Эркена Кагарова

Идея же состояла в том, чтобы разработать «вращающийся» логотип Москвы, такой, чтобы даже перевернув его, все читалось. По мнению Эркена Кагарова, Москва – суматошный город, где всё вертится, крутится,

«как Ванька-встанька: не бьется, не ломается, а только кувыркается». «Я понял, что по этой схеме можно делать разные логотипы — со старостильными шрифтами и наоборот, очень футуристические. Ведь город большой и разный, и одного логотипа, даже самого хорошего, для него может оказаться мало. Значит, кроме основного логотипа стоит использовать много других, которые отразят все темы».

На предложение Эркена Кагарова откликнулось более 50 дизайнеров. Работы, присланные на этот конкурс можно посмотреть в Facebook и ЖЖ дизайнера.

Московская дизайн-студия «Smart Heart» предложила свою версию бренда с пятиконечной звездой, коровой и Георгием Победоносцем. Слоган звучит: «Wow! It's Moscow», причём вместо части слова «cow» допускается изображение коровы. Юрий Михальченко, автор замысла и арт-директор заявляет: «Наш проект — ответ Западу».


Логотип Москвы студии Smart Heart

Дизайнер Виталий Рынский в свободное время разрабатывает логотип, находящийся в постоянном процессе формирования, так как он периодически нем что-то убирает или добавляет. В качестве прототипа автор выбирает Кремлевскую стену, красную звезду, сталинскую высотку, корону, логотип Московского метрополитена. Как только Виталий почувствует, что символ окончательно готов, он намерен предложить его на официальном уровне.


Логотип Москвы Виталия Рынского

Существует еще один проект логотипа, который находится в разработке и принадлежит дизайнеру Виктору Антонову.

«На логотипе я изобразил три кольца и дорожную ситуацию на них. Живой логотип станет не только виджетом „Яндекс. Пробок“, но и своего рода индикатором эффективности работы действующей администрации, которая обещала побороть этот московский недуг. Впрочем, это могут быть не только пробки, но и время, и погода, и любая другая информация, которую можно кодировать цветом и разбивать по районам. А когда логотип станет вечнозелёным, можно будет и ребрендинг затеять на радостях».


Логотип Москвы Виктора Антонова

Сжалившись над безуспешными попытками российских дизайнеров разработать что либо внятное, узбекские дизайнеры из ташкентского агентства «Безлого» разумно рассудив, что со стороны виднее, предложили своё видение образа Москвы. Ничего, что Ташкент также страдает от отсутствия собственного бренда. Ташкент подождёт, главное Москва, ей нужнее. Такое отношение узбекских дизайнеров весьма умиляет и трогает.


Логотип Москвы студии «Безлого»

Споры о том, какой должна быть символика Москвы сменяются утверждениями о том, что первоначально необходимы конкретные позитивные преобразования в городе. Что без этих преобразований брендинг города останется лишь на бумаге, работой в стол.

Мнения экспертов, дизайнеров, маркетологов сходятся лишь в одном: Москва остро нуждается в свежем, нестандартном и живом брендинге, способном изменить развитие города в качественную сторону и создать его привлекательный образ в мире.
  • +8
  • 21 декабря 2012, 18:05
  • admin

Комментарии (7)

RSS свернуть / развернуть
Уважаемый admin!
Поправьте, пожалуйста, текст в части «логотипа от Эркена Кагарова».
Он вовсе не «основан на его собственной идее»! Да и Новиков тут не особо причем. Подробности об авторстве этой идеи Вы можете узнать непосредственно у самого Эркена Медатовича.
0
Если у вас есть интересные ссылки, то с радостью можем дополнить статью
0
Какие ссылки? Вы просто написали, что «автор идеи — Кагаров». Хотя он САМ ЖЕ может Вам объяснить, что у данной идеи другой автор. Спрашивайте непосредственно у него, чтобы ничего не было голословным! :- )
-1
1. Вы не можете говорить за другого человека. Если он нам может что-либо объяснить, то пусть объяснит он сам, а не вы.
2. Прежде чем написать эту статью, мы хорошенько изучили этот вопрос. Возможно, в некоторых местах мы ошибаемся. Раз вы видите нашу ошибку, то укажите. Если не можете привести доказательства вашей правоты, значит ошибаетесь уже вы.
Логично же?
0
Простите — но Вы откровенно тупите. :- )
Вы опубликовали ЛОЖНУЮ информацию. Я не только указал Вам на данный факт, но и привел БЕЗУСЛОВНЫЙ (т.е. не оспариваемый) путь к ее исправлению. Все, что будет сказано лично мной, а не самим Кагаровым, не будет иметь никакой доказательной базы.
Кроме того — вы сильно заблуждаетесь, когда думаете, что сам Кагаров активно читает Ваш ресурс (ну или хотя бы просто имеет понятие о его существовании :- ). Поэтому повторяю ЕЩЕ РАЗ — обратитесь за комментариями лично к нему, а не занимайтесь невнятными переругиваниями. Или все дело в том, что у Вас нет никаких его контактов, и Вы просто не можете сделать это физически? :- )
0
В топку
0
комментарий был удален
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.