Правила жизни арт-террориста Бэнкси



Бэнкси (Banksy) — псевдоним известного и популярного художника граффити из Англии, ставшего у себя на родине своего рода иконой нового художественного движения. Несмотря на огромную популярность его работ, и, несмотря на то, что уже давно издаются его книги и проходят многочисленные выставки, личность Бэнкси до сих пор не установлена и остаётся анонимной на протяжении уже многих лет.

На вопрос о том, как долго он собирается оставаться в тени, Бэнкси ответил:

«Вообще не собираюсь выходить из тени. В мире полно самовлюблённых кретинов, которые каждый день выставляют на показ свои уродливые мордашки. Если поспрашивать детей на улице, кем они хотят стать, большинство из них скажут, что хотят быть кем-то знаменитым, но они не смогут объяснить вам, зачем им это нужно. Мне кажется, Энди Уорхол ошибался¹ и в будущем будет столько знаменитостей, что каждому нужны будут свои 15 минут неузнаваемости. Мне важно, чтобы мой рисунок хорошо выглядел, мне неважно, как при этом выгляжу сам я. Я не очень-то слежу за модой, и на улице мои работы выглядят обычно лучше меня самого. Кроме того, я не могу рисовать в открытую из-за своих проблем с полицией. И потом, готов поспорить, что то, как я выгляжу, многих просто разочарует»

¹ Энди Уорхол в 1968 году сказал: «В будущем каждый сможет стать всемирно известным на 15 минут» (англ. «In the future, everyone will be world-famous for 15 minutes»).

Сначала он просто рисовал, как обычный уличный художник-граффитист, вынужденно скрываясь от полицейских. Чтобы ускорить процесс создания рисунка в публичном месте, Бэнкси начал пользоваться трафаретами. В своей книге «Wall & Piece» он пишет:

«На заре туманной юности я был тем еще тормозом и часто не успевал закончить рисунок из опасения быть пойманным с поличным. Так пришла идея готовить серию трафаретов, с помощью которых нанесение изображения стало вопросом нескольких минут».

Его уличное искусство, которое объединяет надписи на стенах, создающееся с отличительной расписывающей по трафарету техникой, можно встретить во всем мире включая Лондон, Сидней, Париж, Новый Орлеан, Лос-Анджелес, Торонто и Западный берег реки Иордан в Израиле и Палестине.

Но Бэнкси — это не только граффити. А еще и коллажи, скульптуры, объекты и инсталляции. В 2010 г. вышел созданный им документальный фильм «Выход через сувенирную лавку». Фильм о художниках, рисующих на улицах, о вызывающих выходках и анархистских акциях, ставших произведениями искусства. Бенкси называет свой фильм катастрофой, не в смысле жанра, а в смысле оценки. Считает, что этот первый опыт в кино не принесёт ему значимой известности. В 2011 фильм получил премию «Независимый дух» за лучший документальный фильм.

В 2010 году Бэнкси дал интервью журналу «Esquire». Ниже приводится полный текст интервью, без сокращений.

У меня нет никакого желания показать себя публике. Я просто пытаюсь сделать так, чтобы мои работы выглядели хорошо, но я не пытаюсь выглядеть хорошо сам. К тому же я просто убежден, что правда может оказаться горьким разочарованием для нескольких 15-летних подростков.

Стань лучшим в искусстве обмана — и тебе не придется становиться лучшим более ни в чем.

Люди либо любят меня, либо ненавидят, либо им на меня плевать.

Помни: преступление против собственности — не есть настоящее преступление. Люди смотрят на холст и восхищаются тем, как при помощи мазков кисти передана мысль. Люди смотрят на граффити и восхищаются тем, как при помощи водосточной трубы ты залез туда, куда тебе было нужно.

Баланс Святого Грааля — это когда ты тратишь на изготовление картины меньше времени, чем люди тратят на ее разглядывание.

Люди говорят, что граффити — это ужасно, безответственно и по-детски. Но это только в том случае, если оно сделано должным образом.

Граффити — это одно из немногих средств самовыражения, которое ты можешь себе позволить, даже если ты не имеешь ничего. И даже если ты не расправишься при помощи граффити с мировой нищетой, ты можешь заставить кого-то улыбаться, пока он ссыт.

Вещь, которую я ненавижу в индустрии рекламы больше всего, — это то, что она притягивает к себе самых умных и деятельных молодых людей, оставляя нам в качестве художников тупых и самовлюбленных. Современное искусство — это зона бедствия. Никогда еще в истории человечества столь многое не было сосредоточенно в руках столь незначительного количества людей для того, чтобы сказать так мало.

Граффити побеждает прочие виды искусства, потому что становится частью города, инструментом ориентирования. Типа: «Я буду ждать тебя в том пабе, где через дорогу эта стена, на которой нарисована обезьяна с бензопилой».

Это очень разочаровывает: когда ты понимаешь, что лучшие коллекционеры твоих работ — это сотрудники полицейского управления.

Главная проблема полицейских заключается в том, что они делают то, что им скажут. Они только и могут сказать: «Извини, приятель, но я выполняю свою работу».

Некоторые люди становятся полицейскими для того, чтобы мир стал лучше. Некоторые люди становятся вандалами для того, чтобы мир выглядел лучше.

Самые чудовищные преступления на планете совершаются не теми людьми, кто восстает против правил, а теми, кто им следует. Именно те люди, кто следует правилам, сбрасывают бомбы и вырезают деревни.

Именно те люди, которые просыпаются рано утром, и несут миру войну, смерть и голод.

Только когда будет срублено последнее дерево и когда будет отравлена последняя река, — только тогда человек поймет, что вечное цитирование индейских пословиц делает его похожим на гребаную куклу.

У нас так мало того, что мы можем сказать остальным, и так много на это времени.

Вы ведь знаете, что хип-хоп сделал со словом «ниггер»? Так вот: я хочу сделать то же самое со словом «вандализм» — вернуть его.

Нет ничего более распространенного в мире, чем неуспешные, но талантливые люди. Поэтому старайся покинуть дом до того, как ты обнаружишь что-то, что заставит тебя в нем остаться.

Большинство матерей готовы сделать все ради своих детей, кроме того, чтобы позволить им быть самими собой.

Некоторые люди никогда не проявляют свою инициативу — до тех пор, пока кто-то не попросит их об этом.

Я рисовал крыс целых три года, а потом кто-то сказал мне: какая это талантливая анаграмма слова «искусство» (англ. rat и art соответственно). И мне пришлось притвориться, что я знал об этом всю жизнь.

Если ты хочешь, чтобы кого-то действительно забыли, отлей из бронзы его ростовую статую и поставь ее в центре города. А дальше уже неважно, насколько этот человек был великим — только пьяный ублюдок, желающий потренировать свои альпинистские навыки, заставит людей заметить его.

Жили как-то в лесу медведь и пчела — лучшие на свете друзья. Все лето напролет с утра до ночи пчела собирала нектар, а медведь валялся на спине, нежась на солнце в высокой траве. А когда пришла зима, медведь смекнул, что есть ему теперь нечего. И он подумал: «Наверное, трудолюбивая пчела поделится со мной своим медом». Он стал искать пчелу, но нигде не мог ее найти. Потому что пчела умерла от острого коронарного синдрома, вызванного стрессом.

С моей точки зрения, единственная вещь, на которую стоит смотреть в большинстве музеев, — это школьницы на экскурсии.

Всегда лучше просить прощения после, чем разрешения перед.

Работы Бэнкси



«Никогда не любил «Битлз»». Одна из группы трафаретов, приуроченная к юбилею знаменитой группы. Стена, на которой был размещён рисунок, была уничтожена. Ливерпуль, 2004 г.

«Думаю, мне нравится создавать такие вещи, как эта обезьянка со взрывчаткой. Надеюсь, однажды, прогуливаясь по улице, вы увидите её, и как раз в тот момент, когда вы ее увидите, какой-то строитель уронит металлическую балку позади вас. И она издаст ужасный звук и на долю секунды обезьянка вдруг станет реальной и смешной. Это не то о чем вы будете говорить по дороге в паб, но все же лучше, чем, если бы её и вовсе не было. Не так ли?»



«Я хочу создавать изображения, которые будут нанесены на школьный рюкзак, их будут печатать на баннерах для демонстраций. Это значит создавать изображение, для которого не нужно никакое описание. Парень поссорился со своей девушкой в пабе, он выходит оттуда, пьяный и несчастный, садится на скамейку и начинает размышлять о своей жизни. Затем он поднимает голову и видит трех крыс, нарисованных на стене. Крысы пытаются пробиться в здание с помощью отвертки, которая мило нарисована там же. И все».



«Я люблю граффити. Я люблю это слово. Некоторых людей граффити раздражают, но в этой битве они проиграют. В сравнении с граффити любой другой вид искусства – это шаг назад, по-другому никак. Если вы занимаетесь чем-то вне граффити, то вы находитесь на уровень ниже, вы недостаточно можете предложить людям и вы слабее. Я делаю обычные рисунки, если мои идеи слишком тяжелы или оскорбительны для улицы, но если я когда-либо перестану заниматься граффити, я загнусь, я уже не буду настоящим художником».



«Если вы можете встать посреди ночи, выйти на улицу, вооружившись краской, и сделать работу, которую увидят сотни людей, сидя в поезде по пути на работу, то ваша работа развлекает людей. Но очевидно, что в это же время вашу работу можно было бы назвать «революционной». Я чувствую, что я около этого. Немного того и этого, вот идеальная комбинация».

«Я не верю в глобальное потепление».



«Бюст? Я думаю, вы можете назвать это подарком на Рождество. В это время года легко забыть об основном смысле Христианства — лжи, коррупции и злоупотреблении».



«Я создал новую работу на стене Poundland в Северном Лондоне. Это магазин, который продает дешевые юбилейные товары, он находится на пути следования Олимпийского огня, он был вмешан в громкий скандал с использованием детского труда пару лет назад. Но это всё вскрылось потом – я просто подумал, что это хорошее место для новой работы»



«Я рисовал со стороны Палестины² и не думаю, что все там точно знали, чем я занимаюсь. Они не понимали, почему бы мне просто не написать большими буквами «к чёрту Израиль» или не нарисовать израильского премьера, подвешенного на верёвке. И возможно, они были правы».
² На стене разделяющей Израиль и Палестину



«Я испытываю симпатии к обеим сторонам в этом конфликте и простые израильтяне оказывали мне помощь, правда, не уверен, что они были бы так же благосклонны ко мне, если бы узнали, как я собираюсь разрисовать их стену. Они не хотят, чтобы на западе уделяли большое внимание этой стене. У себя в Израиле они маскируют стену землёй и цветами так, что вы даже не догадаетесь, что там вообще есть стена. Со стороны Палестины это просто грёбаный кусок бетона».

«Я всегда считал, что занимаюсь искусством, чтобы пропагандировать протест, но, возможно, я использую протест, чтобы рекламировать свое искусство. В любом случае, лучше делать и то, и другое в комфортных условиях и ни в чем не нуждаясь».


«Плохие художники копируют, великие – воруют» Пабло Пикассо Бэнкси


«Человек, смывающий наскальные рисунки».
Лик Стрит, Лондон, май 2008. В августе граффити было закрашено.



«Голый человек»
Пожалуй, одна из самых известных работ Бенкси.
Это граффити расположено на фасаде клиники сексуальных растройств в Бристоле.
Городской совет решил не закрашивать эту работу.



«Смерть».
Рисунок нанесен трафаретным методом на развлекательное судно «Текла». Образ во многом перекликается с гравюрой XIX века, изображающей чуму в период «Великого зловония».



«Собака на поводке»


«Эта штука выглядит как слон»


«Парковка»

Официальный сайт Бенкси.
  • +5
  • 18 октября 2012, 19:00
  • admin

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.